ICAAD Logo ICAAD text CINOA Logo

Выставка «Передвижники. Русское искусство XIX- начала ХХ веков», приуроченная к Международному дню музеев, открывается 18 мая в Тверском императорском дворце

Выставка «Передвижники. Русское искусство XIX – начала XX веков», экспонируемая в залах Тверской областной картинной галереи посвящена деятельности Товарищества передвижников и его влиянию на развитие русского национального искусства этого периода. На ней мы представляем 40 картин художников, в разное время принимавших участие в деятельности Товарищества, а также ряда художников XIX века, формально не входивших в ТПХВ, но разделявших идеологические и художественные взгляды передвижников. Выставка является составной частью разработанного нами регионального проекта. В рамках этого проекта под эгидой Конфедерации уже состоялись различные художественные выставки в Твери, Плесе, Ржеве, Звенигороде, Тарусе, Владимире, Калуге, Арзамасе.

Товарищество передвижных художественных выставок – крупнейшее творческое объединение российских художников, возникшее в последней трети XIX века и просуществовавшее до 1923 года. В 1869 году выдающийся русский художник Г.Г. Мясоедов выступил инициатором создания Товарищества. Этой идеей ему удалось увлечь В.Г. Перова и И.И. Крамского – самых авторитетных художников того времени. Сторонником нового начинания стал А.К. Саврасов и ряд других московских художников. Основной идеей Товарищества стало ознакомление с современным реалистическим искусством широких общественных кругов, а выбранная организационная форма объединения обеспечивала личную независимость художника. В эстетическом плане передвижники противопоставляли себя официальной Академии художеств с ее устаревшими взглядами. В ноябре 1871 года в Петербурге открылась первая выставка Товарищества. Всего с 1871 по 1923 год состоялось 47 выставок, которые были показаны в Москве, Петербурге, Киеве, Харькове, Риге, Вильно, Одессе, Казани, Воронеже, Калуге и многих других российских городах. В 1886 году I-я Параллельная выставка передвижников проходила в Нижнем Новгороде. Товарищество сыграло исключительно важную роль в художественной жизни России XIX века и в становлении и популяризации русской национальной школы живописи. Почти все выдающиеся русские художники второй половины XIX – начала XX веков участвовали в выставочной деятельности Товарищества. Благодаря целенаправленной работе передвижников новое реалистическое изобразительное искусство стало доступно для многих сотен тысяч жителей России, посещавших их выставки.

Художники старшего поколения передвижников на выставке в Твери представлены картинами «Девушка с распущенными волосами» Ивана Николаевича Крамского (1837–1887), «Вель. Нормандия» Алексея Петровича Боголюбова (1824–1896), «Деревня летом» Константина Аполлоновича Савицкого (1844–1905), «На Волге» Михаила Константиновича Клодта (1833–1902), «Перед ливнем» Александра Александровича Киселева (1852–1916). Имя художника Федора Ивановича Ясновского (1833–1902) мало что говорит современному зрителю. Академик, преподаватель Строгановского училища, он в 1871 году участвовал в I выставке Товарищества передвижников. На нашей выставке экспонируется его небольшой этюд «Вид на Москву с Воробьевых гор» 1889 года. Здесь же мы представляем картину «На Волге» выдающегося русского пейзажиста Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897). Она ярко характеризует зрелый период творчества художника.

Очень интересна история картины «Разлука» одного из основателей Товарищества Алексея Ивановича Корзухина (1835–1894). Первый вариант под названием «Отправление кадета в корпус» в 1872 году был приобретен П.М. Третьяковым и в настоящее время находится в экспозиции Государственной Третьяковской галереи. Наша работа является авторским повторением, исполненным в 1893 году для собрания знаменитого московского коллекционера И.Е. Цветкова.

Расцвет деятельности Товарищества приходится на 1880-е – 1890-е годы. Работы многих выдающихся художников этого периода тоже можно увидеть на нашей выставке. Особого внимания заслуживают картины: «Танцовщица» Ильи Ефимовича Репина, этюд к картине «Над вечным покоем» Исаака Ильича Левитана (1860–1900), «Камни на Валааме» Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898), «Вятка» Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), «Крестьяне Полтавской губернии» Владимира Егоровича Маковского (1846–1920), Михаила Ивановича Нестерова и других.

Для полноты восприятия картины русского искусства XIX – начала ХХ веков мы показываем несколько работ художников академического направления, примыкающих по тематике и реалистической манере исполнения к передвижникам: «Отправление крестьянского мальчика в училище» кисти Ивана Андреевича Пелевина (1840–1917), «Рыбаки на Волхове» Ильи Саввича Галкина (1860–1915), «Царь Борис Годунов показывает царевне Ксении портрет жениха» 1876 года работы исторического живописца Сергея Ивановича Грибкова (1822–1893).

Достаточно часто передвижники обращались в своем творчестве к историческим и библейским сюжетам. Картина Василия Дмитриевича Поленова (1844–1924) «Глас вопиющего в пустыне» была написана в 1900-х годах и относится к его знаменитому циклу картин «Из жизни Христа», а эскиз-вариант «Христос Вседержитель на престоле» был создан в 1912 году Виктором Михайловичем Васнецовым (1848–1926) для украшения Храма-памятника святого Александра Невского в Софии.

В 1890–1900-е годы в Товарищество вливается большая группа молодых художников. Это была не просто талантливая молодежь, а уже сформировавшиеся мастера, со своими взглядами на искусство и видением современной действительности. Под их влиянием облик самого Товарищества стал неизбежно меняться, адаптируясь к новым требованиям времени. Этот период деятельности Товарищества представлен картинами замечательных русских художников: «Московский дворик летом» Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933), «Часовня у дороги» Алексея Михайловича Корина (1865–1923), «Золотая осень» Ильи Семеновича Остроухова (1877–1912) «Боярышня» Алексея Федотовича Максимова (1870–1942) и рядом других. Пройдя школу в Товариществе, они в дальнейшем принимали активное участие в деятельности объединений «Союз русских художников» и «Мир искусства», преподавали в Академии художеств и в других высших художественных заведениях России.

В нашей экспозиции можно увидеть некоторые картины, непосредственно выставлявшихся на передвижных выставках: «Исола деи Пескатори» Николая Никаноровича Дубовского (1859–1918) – картина экспонировалась в 1896 году на XXVI выставке ТПХВ; «Вид на Днепр из Царского сада в Киеве» Николая Корнильевича Бодаревского – экспонировалась на XXII (1894) и XX (1902) выставках ТПХВ; «Базарная площадь в Гжатске» Исидора Афанасьевича Уткина (1871–1920-е) – была на XXXIX выставке в 1911 году. «Портрет Стефана Уварова» Владимира Егоровича Маковского (1846–1920) экспонировался на XLVI выставке в 1917 году, а «Портрет госпожи Л» Александра Владимировича Маковского (1869–1924) – в 1918 году на XLVII выставке ТПХВ.

Кроме того, на нашей выставке зрители смогут увидеть работы не только знаменитых живописцев, чьи имена навеки вписаны золотыми буквами в историю русского искусства, но и менее известных, но не менее значимых для понимания развития художественной жизни России конца XIX – начала ХХ веков: Андрея Николаевича Шильдера (1861–1919), Григория Федоровича Ярцева (1858–1918), Александра Владимировича Маковского (1869–1924), Алексея Алексеевича Харламова (1840–1925), Клавдия Васильевича Лебедева (1852–1916), уроженца Тверской губернии Семена Гавриловича Никифорова (1877–1912) и других.

Кроме живописных работ, на выставке представлены шесть скульптур выдающихся русских скульпторов  Е. Лансере и В. Грачева.

Куратор проекта Александр Киселев

ПОИСК ПО ГАЛЕРЕЯМ




КОНТАКТЫ

e-mail: saldina@cha.ru
 
Подписаться на рассылку новостей

 
ВОЙТИ НА САЙТ

Только для членов