С 14 по 22 октября в Центральном доме художника будет проходить 43 Российский антикварный салон.
В рамках Специального проекта 43 Антикварного Салона будут представлены наиболее интересные произведения «серебряного века» русской иконописи из Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, музея русской иконы Михаила Абрамова и частных собраний.
Начало XX столетия в истории русской культуры принято называть «серебряным веком». Мало кто знает, что наряду с литературой, философской мыслью и живописью свой замечательный взлет в начале века пережило и русское национальное искусство – иконопись. Первые успехи научной реставрации открыли русскому обществу красоту художественного языка древнерусской иконы. Огромное впечатление эстетика древнего образа произвела на художников, работавших в области церковного искусства, в результате чего в иконописи и декоративно-прикладном искусстве сложился новый стиль, удивительно гармонично сочетавший в себе традиционные формы с актуальными художественными идеями своего времени. Это искусство было результатом долгого процесса поиска нового языка в русской иконе, начавшегося еще на рубеже XVIII-XIX веков. И если бы не революционные события, на многие десятилетия прервавшие развитие иконописи в России, то, очевидно, что именно этому направлению церковного изобразительного искусства принадлежало будущее.
Особого внимания среди представленных в экспозиции икон заслуживают подписные работы ведущих иконописцев-новаторов начала столетия – Николая Емельянова и Алексея Вашурова, в чьем творчестве попытка возрождения традиционного начала в иконописи была наиболее убедительной. Также будут экспонироваться работы других интересных мастеров, находившихся в постоянном поиске новых форм, таких, как Яков Богатенко.
В неожиданных цветовых решениях и композиционных построениях, свободном и одновременно осмысленном использовании традиционной иконографии икон начала XX века отразилось воздействие стиля модерн, ярко заявившего о себе в церковной живописи В.М. Васнецова и М.В. Нестерова еще в 1880-е годы. Однако, иконописцы нового направления в целом стремились избегать живописных приемов, свойственных этим художникам, предпочитая традиционные темперную технику и условный художественный язык.
В декоративном искусстве начала XX века этапным было творчество С.И. Вашкова – главного художника московского Товарищества «П.И. Оловянишникова сыновья», специализировавшегося на производстве предметов церковной утвари, облачений и храмового убранства. В его работах формы древнерусского, раннехристианского и византийского искусства гармонично сочетаются с мотивами стиля модерн.
На выставке будут представлены иконные киоты и оклады икон, выполненные по популярным оригиналам С.И. Вашкова на фирме Оловянишниковых и других московских мастерских.