Наталия Гончарова - гордость русского искусства, яркий новатор, художник мирового значения и, в настоящий момент, - автор самой дорогой работы, написанной когда-либо женщиной-художницей. Творчество Наталии Сергеевны является постоянным предметом исследований и в нашей стране и за рубежом.
В 2010 и 2011 году вышли в свет две зарубежные иллюстрированные монографии, посвященные русской художнице: «Гончарова. Искусство и дизайн Наталии Гончаровой» известного историка искусства доктора Энтони Партона (Anthony Parton. Goncharova. The Art and Design of Natalia Goncharova. Suffolk: Antique collectors’ club, 2010) и первый том «Наталия Гончарова. Ее творчество. Между традицией и современностью» значительно менее известной Дениз Базету (Denise Bazetoux. Natalia Gontcharova. Son oeuvre entre tradition et modernité. Neuilly-sur-Marne: Artprint, 2011).
Казалось бы, можно только приветствовать растущее внимание зарубежных авторов к творчеству «амазонки авангарда». Но, к сожалению, уже первое знакомство с опубликованными в этих книгах иллюстрациями вызвало разочарование и неприятное изумление у членов МКААД, российских искусствоведов, коллекционеров и знатоков творчества Наталии Сергеевны. Оказалось, что на страницах каталогов Партона и Базету бесспорные шедевры из музейных собраний и частных коллекций соседствуют с репродукциями работ, по меньшей мере сомнительных с точки зрения подлинности (пусть не обманет вас юридическая осторожность этой формулировки).
В июне 2013 года немецкая полиция раскрыла крупное дело по изготовлению поддельной живописи. В ходе дела были изъяты 1 000 живописных работ, выдаваемых за произведения крупнейших российских художников-авангардистов, как Василий Кандинский, Константин Малевич, Александра Экстер, Любовь Попова и Наталия Гончарова.
На этом фоне, Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров России и стран СНГ, в сотрудничестве с экспертами из ведущих российских музеев, дирекцией музеев и коллекционерами, хотела бы привлечь внимание широкой аудитории к систематическим фальсификациям в отношении работ Наталии Гончаровой с целью защитить творческое наследие этой великой художницы.
15 октября в Государственной Третьяковской Галерее открылась крупная ретроспективная выставка работ Наталии Гончаровой. Мы полагаем, что это хороший повод для дискуссий и окончательных выводов относительно сотен «вновь найденных» работ, приписываемых Гончаровой, подлинность которых декларируется в двух монографиях, посвященных творчеству художницы.
Сомнительные публикации могут вообще десятилетиями оказывать негативное влияние на восприятие творчества художника, а также на рынок его работ. Перед читателями двух каталогов великий новатор Наталия Гончарова предстает очень неровной, а часто откровенно слабой художницей, склонной к многочисленным повторам своих сюжетов и беспомощным компиляциям. Репродуцирование сомнительных работ вредно для мировоззрения и научного багажа даже опытных искусствоведов. А для молодых историков искусства и вовсе губительно. Некачественный материал способен «отравить глаз», отказать отрицательное влияние на вкус и чутье. Без должной оценки сделанной сегодня такие каталоги могут миной замедленного действия в фундаменте будущих исследований. Не говоря уже о том, что они вводят в заблуждение начинающих коллекционеров и других участников рынка искусства.
Конфедерация антикваров и арт-диллеров считает, что публикация каталогов Энтони Партона и Дениз Базету искажают роль Наталии Гончаровой в истории искусства и наносят ущерб ее творческой репутации. МКААД выражает надежду, что авторы каталогов, официально приглашенные нами в Москву, смогут приехать и принять участие в прояснении ситуации. Относительно дат приезда и формата публичной встречи с ними МКААД объявит заранее, по получении ответа.