ICAAD Logo ICAAD text CINOA Logo

Выставка к 170-летнему юбилею Ю.Ю. Клевера открылась в Москве

В 2020 году исполняется 170 лет со дня рождения Юлия Юльевича Клевера  — замечательного русского художника-пейзажиста, профессора Императорской Академии художеств.  В ознаменование будущего юбилея художника, «Галерея искусств Даев,33» совместно с Международной конфедерацией антикваров и арт-дилеров проводит выставку его произведений из частных собраний Москвы и Петербурга.

При жизни художника картины Ю.Ю. Клевера были весьма популярны среди современников. Его пейзажи  приобретались знаменитыми коллекционерами, членами императорской семьи, постоянно репродуцировались в периодических изданиях. «Юлий Клевер не менее популярен в России, чем Репин, Айвазовский, Куинджи. Его имя известно не только миру художников, и следящим за русским искусством, но и глухой провинции и даже деревне» - так в 1922 году писали в статьях, посвященных пятидесятилетию творческой деятельности художника.

Ю.Ю. Клевер родился в 1850 году в Дерпте (современный Тарту), в семье преподавателя химии Дерптского Ветеринарного института. В 1867 году, после окончания гимназии, поступил в Императорскую Академию художеств, учился  у С. М. Воробьёва и М. К. Клодта. В 1870 получил малую и большую серебряные медали за этюды «Из Дерпта» и «Из Царского села», но в 1871 году ушел из Академии, не окончив полного курса обучения. Однако это не помешало ему в самостоятельном развитии - его картины начинают пользоваться огромной популярностью у публики. Пейзажи этого периода отличаются лиричностью, элегическим воплощением ностальгических мотивов. В 1878 году Клеверу был удостоен звания академика.

В поисках вдохновения и новых сюжетов Юлий Клевер в компании своего друга, актера Василия Васильевича Самойлова, отправился в 1879 в поездку на остров Нарген, расположенный в северной части Эстонии, в Финском заливе. Эта поездка оказалась весьма значимой в эволюции художника. Новая тема искусства Клевера — романтическая и суровая северная природа — стала настоящим открытием для русского пейзажа второй половины XIX века. Одну из пяти картин, написанных на острове — «Лес на острове Нарген» — приобрел  П. М. Третьяков, другую — «Остров Нарген» — Великий князь Алексей Александрович, а «Лес зимой» — Император Александр III. К началу 1880-х годов Клевер сложился как художник, окончательно обрел свое оригинальное творческое видение и собственный язык.

В конце 1880-х годов, по свидетельству современников, «достигшая апогея популярность Ю. Ю. Клевера сыграла с ним злую шутку и вынудила художника выработать особую методику. Не справляясь с наплывом заказов, создавая иногда по картине в день, Клевер часто лишь наскоро проходил кистью по подмалёвкам, выполненным его помощниками. Так появлялись многочисленные работы “Клевер и мастерская”.

А в 1890-х годах произошли весьма неприятные события - его привлекли как свидетеля к громкому делу о финансовом злоупотреблении бывшего конференц-секретаря Академии художеств П. Ф. Исеева. Художник тяжело переживал произошедшее и, по совету друзей, на некоторое время уехал из России, «пока вся эта финансово-судебная история не забудется». После возвращения Юлий Юльевич устроил несколько персональных выставок в Москве и Петербурге, а также совершил многочисленные творческие поездки в Прибалтику, Финляндию, Белоруссию, Смоленскую губернию.

После революции художник жил в Петрограде (Ленинграде), преподавал в Академии художеств, а затем заведовал кафедрой монументальной живописи в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В. М. Мухиной, продолжая писать. В самое сложное время его, как и других художников, поддерживало Общество художников имени А. И. Куинджи.

Умер Юлий Юльевич Клевер в 1924 году в Ленинграде.

В советское время имя художника, если и упоминалось в искусствоведческих исследованиях, то исключительно в негативном контексте как одного из представителей буржуазного салонного искусства. Только в 1971 году в книге «Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века» впервые была опубликована объективная статья о жизни и творчестве художника.

Произведения художника хранятся в ГТГ, Русском музее и других музейных собраниях и частных коллекциях. Первая персональная выставка в Москве за последние 100 лет дает возможность любителям искусства впервые увидеть малоизвестные работы одного из видных и талантливых представителей русской пейзажной школы. Всего на нашей выставке представлено 20  живописных работ художника. Среди них замечательные работы 1880-х -1910-х годов: «Парк в Мариенбурге», «На Рижском взморье», «Закат в лесу», «Пейзаж с домиком. Любань», «Старая мельница» и т.д.

ПОИСК ПО ГАЛЕРЕЯМ




КОНТАКТЫ

e-mail: maria@icaad.ru
 
Подписаться на рассылку новостей

 
ВОЙТИ НА САЙТ

Только для членов