ICAAD Logo ICAAD text CINOA Logo

Дискуссия «Частные коллекции в публичном пространстве»

На частное коллекционирование в России в разное время и в разных контекстах существовали и существуют разные точки зрения. Но под каким бы углом эта тема ни звучала доминантно – меценатство, буржуазный пережиток прошлого, обложение налогом на роскошь, инвестиции, реклама – существует круг проблем и вопросов, которые, понятны, актуальны и интересны, прежде всего, в определенной среде. Платформа МКААД представляется более чем уместной для организации и ведения дискуссий, посвященных практике частного коллекционирования. Клубный формат позволяет избежать излишнего официоза, закрытость – случайной публики, а профессионализм и партнерство с ведущими СМИ в данной сфере позволяет обеспечить необходимый качественный уровень разговора.

Открытие российских частных коллекций для широкой публики – это единичные случаи или современная тенденция? В публичное пространство выйдут новые собрания или будет преобладать «закрытое коллекционирование»? Является ли создание частного музея «высшей формой коллекционирования» или одним из его проявлений? Каковы мотивы создания частных музеев? Чем отличаются частные музеи от государственных – и как они взаимодействуют? «Закрытые» коллекции – в чем причина того, что большая часть коллекционеров не афишируют свое увлечение искусством? Только ли система и недавнее историческое прошлое в ответе за это? Каково сегодня восприятие образа коллекционера в массовом общественном сознании и что формирует этот образ? Что является отправной точкой и целью создания корпоративных коллекций? Корпоративное художественное собрание – только часть успешной PR-стратегии в выстраивании корпоративного бренда или имеет более сложное предназначение? Эти и другие вопросы обсуждали участники вечера.

Надежда Губина, директор музея "Дом Иконы и Живописи имени С.П.Рябушинского", в своем выступлении заметила, что после революции исчез институт частного музея, как таковой. До сих пор в законодательстве нет подобного термина. В связи с этим частные музеи не имеют никаких льгот, часто возникают проблемы с ввозом и вывозом предметов искусства.

Игорь Возяков, основатель музея "Дом Иконы и Живописи имени С.П. Рябушинского", рассказал о попытках создания СРО в этой сфере в качестве решения накопившихся проблем. Оказалось, что пока нет необходимого количества частных музеев (речь идет о 20 минимум) для создания подобной организации. Также, господин Возяков отметил, что Книга отзывов и предложений для гостей музея стала его любимой книгой со времени его основания.

Коллекционер Давид Якобашвили поделился историей, с чего началась его коллекция, и как это увлечение позднее переросло в желание построить музей на Солянке. Давид Михайлович рассказал о том, что платы за вход в будущем музее не предполагается. Для удобства гостей, будет организована запись на посещение музея.

Светлана Антонова, член Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, рассказала о своих планах по созданию музея часов на Патриарших. К этой идее владельцев Салона «На Патрирших» подтолкнула успешная выставка в ГИМе, сделанная осенью прошлого года. «Когда на выставку приходили дети, мы заводили часы, - рассказывает Светлана Антонова. Именно внимание, интерес и восторг детей, радующихся затейливым часовым механизмам и танцующим фигуркам, укрепил уверенность коллекционеров в необходимости обеспечения доступности своей коллекции для широкой аудитории.

Во время дискуссии был затронут вопрос взаимодействия частных и государственных музеев. Наталия Автономова, заведующая отделом частных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина, заметила, что показ своей коллекции в государственных музеях – это большая ответственность перед зрителем, поскольку владелец должен быть уверен в подлинности предметов искусства. Также среди коллекционеров есть и те, кто просто даже на время не хочет расставаться со своими сокровищами, ведь показывая коллекцию, они впускают нас в свое личное пространство. Тему открытости коллекционеров продолжила Инна Баженова, издатель The Art Newspaper Russia. По ее словам, коллекционеры всегда очень интересно рассказывают о своем увлечении собирательством. Однако, перед публикацией интервью всегда отправляется на сверку. И в большинстве случаев многое урезается, а текст становится формальным и безликим.

В процессе обсуждения спикеры не смогли обойти вопрос современной стилистики воспитания коллекционеров. Вадим Садков, заведующий Отделом Старых мастеров ГМИИ имени А.С. Пушкина, отметил, что за последнее десятилетие у коллекционеров вкус стал более изысканным, они больше внимания уделяют качеству произведения искусства, перестали гнаться за количеством, и проект «Малые голландцы», осуществленный на XXXV Россиском антикварном салоне служит тому ярким подтверждением.

В конце встречи участники наметили ряд тем для обсуждения в будущем. Поэтому мы надеемся, что эта традиция диалога между коллекционерами, музейными сотрудниками и антикварами в рамках Российских антикварных салонов будет продолжена.

Международная конфедерация антикваров и арт-дилеров благодарит всех участников дискуссии за интересный и содержательный разговор. Особая благодарность ведущим дискуссии – Наталье Николаевне Шередеге и Инне Витальевне Пуликовой.

ПОИСК ПО ГАЛЕРЕЯМ




КОНТАКТЫ

119049, Москва
Крымский вал, д.10, пом.А3
e-mail: maria@icaad.ru

 
Подписаться на рассылку новостей

 
ВОЙТИ НА САЙТ

Только для членов